Публикации
Система диспетчеризации — зачем она нужна?
Приведем простой пример
Вы покупаете машину. Современную машину с бортовым компьютером. Конечно за компьютер вы переплатили, хотя и немного, но это дополнительные расходы. Но зачем он вам? БК позволит выбрать оптимальный скоростной режим для экономии топлива, подскажет о необходимости проведения планового ТО, предупредит о понижении температуры, поможет сэкономить на ремонте, сообщив о выходе из строя копеечного датчика который можно купить и заменить самостоятельно. И это понимают все.
Современные системы диспетчеризации разумеется сложнее и выполняют большее количество функций, но их принцип тот же – отображение, сбор, передача, обработка информации и дистанционное управление производственными процессами, позволяющее повысить качество и сокращать затраты.
Дорого ли это? - В среднем 2-3% от общих затрат на строительство.
В настоящий момент основными инженерными системами зданий, охваченными автоматизацией и диспетчеризацией являются:
- Вентиляция;
- Кондиционирование;
- Освещение;
- Холодильное оборудование;
- Индивидуальный тепловой пункт или котельная;
- Учет электро- и тепловой энергии.
В этот список вошли как раз наиболее затратные статьи эксплуатации.
Рассмотрим на примере реального Гипермаркета в одном из городов юга России.
Небольшой гипермаркет площадью 3850 м2.
Итак, с запуском системы локальной диспетчеризации достигнуто:
1. Расход электрической энергии сократился на 23% благодаря точному регулированию мощностей оборудования, а также вследствие устранения человеческого фактора при использовании внутреннего освещения и включения наружного освещения по датчику освещенности, по времени, либо комбинировано. Это стало возможно только после внедрения системы диспетчеризации, которая позволила провести анализ излишек, пиков потребления и построить оптимальные графики и режимы работы оборудования.
2. Расход тепловой энергии сократился на 12% благодаря точному соответствию графика подаваемого тепла погодным условиям, либо потребностям данного здания (например, в нерабочие часы).
3. Четкий контроль руководством потребления энергоресурсов в режиме онлайн либо в виде отчетов за выбранный период.
4. Четкое понимание отработанных персоналом ситуаций в случаях, если были аварии оборудования.
5. Предупреждение персонала о возможных аварийный ситуациях с подсказками действий.
6. Предупреждение персонала о наступлении времени проведения ТО.
ИТОГО: экономия, которую можно подсчитать на данном этапе (т. е. не считая продления ресурса оборудования и других факторов) составляет 35%.
До внедрения системы диспетчеризации штат технического обслуживания Гипермаркета составлял:
- Главный инженер - 1 чел.;
- Электрик - 2 чел.;
- Слесарь холодильного оборудования - 2 чел.;
- Инженер КИПиА - 1 чел.;
- Сантехник - 1 чел.
При этом персонал должен обладать достаточной квалификацией.
После введения диспетчеризации основным действующим лицом становится главный инженер, который, не выходя из кабинета, и не проводя постоянных обязательных обходов, видит всю картину происходящего на объекте с помощью экрана компьютера. А для устранения выявленных неисправностей достаточно содержать одного слесаря на Гипермаркет и одну аварийную бригаду на несколько магазинов.
А теперь представим, что Гипермаркетов - 100 шт.
Центральная система диспетчеризации автоматически формирует отчеты по энергопотреблениям, журналы аварий и событий, что позволяет произвести анализ и сократить расходы на энергоносители, разработать и внедрить единые корпоративные режимы работы оборудования, которые будут экономить энергию и ресурс оборудования, не позволяя исполнителю на местах допускать перерасхода либо забыть выключить "лампочку" :-).
В заключение можно сказать, что система диспетчеризации не только позволяет экономить Ваши средства, но и является очень удобным средством отображения, сбора и хранения информации. Внедрение таких систем говорит о высокой технологичности предприятия и о заботе об окружающей среде.